Эмблема M:tG

 

Magic:The Gathering ® в Екатеринбурге - Сайт Антона Боброва

 

Статья "Волшебство набирает силу". Автор - Аркадий Застырец.

Первая страница

Новости

События

Отчеты

Статьи

Игроки

Карты

Ссылки

Размещено с разрешения автора.

Примечание А.Боброва. Эта статья написана Аркадием осенью 1999 года, когда он еще был значительно менее опытным игроком в Magic. Но, мне кажется, в этом и состоит особый интерес этой статьи - это взгляд человека, только прикоснувшегося к миру нашей любимой игры. К тому же приятно читать текст, написанный мастером литературы.

ВОЛШЕБСТВО НАБИРАЕТ СИЛУ

Первое обстоятельство, способное отпугнуть от Magic The Gathering (MTG) любого интеллектуала из числа никогда не баловавшихся в бридж или преферанс, - в том, что это, как ни крути, карты! Сразу хочется развеять столь явное недоразумение. MTG и обычные игральные карты похожи друг на друга, как ворон и письменный стол. То есть, конечно, и у того и у другого есть ножки и... все, собственно. Достаточно сказать, что автору, играющему в MTG чуть больше года, хорошо известны сотни две-три (честно говоря, не считал) различных карт - то есть совершенно различных, и по картинке, и по игровым свойствам, и - может быть, главное - по степени незаурядности. Да, да, карты MTG издаются разными тиражами, и некоторые, из разряда "rare" или "unique", встречаются не часто и стоят довольно дорого. Итак, мне известны сотни две-три, а на самом-то деле их гораздо больше, и со временем это число растет! Заинтриговал? А вы говорите, 52 листа (или сколько там в колоде дл покера?)...

По определению, в принципе верному, Magic The Gathering (можно перевести как "Накопление магии") - это настольная коммерческая (просто не знаю, как еще перевести слово "trading") игра. Добавим, и с большим основанием, игра - стратегическая, интеллектуальная. Несомненно, тут же раздадутся голоса многочисленных поклонников шахмат и не столь многочисленных поклонников го: "Ну, и на кой нам еще одна интеллектуальная стратегическая игра?" Разумеется, я не собираюсь обращать в свою веру заядлых шахматистов. Но если они не попробуют играть в MTG или хотя бы не дочитают этот материал до конца, то у меня останется одно очевидное преимущество: я-то в шахматы играл и вкус их знаю, но я еще и попробовал MTG и сделал выбор не в пользу шахмат. Надеюсь, в этот момент вы воскликните: "Господи! Почему?!" Или на худой конец: "Да неужто? Посмотрим-посмотрим..." Отлично, я попытаюсь объяснить. Хотя "на пальцах" - это не так уж просто.

Начнем с того, что именно моделируется в игре. С шахматами все ясно - игра царей и полководцев и, соответственно, представляет собой модель сражения. Доска - поле, фигуры - войска. Можно смело сказать, что в шахматах отражается суть вполне реальных исторических событий, уже происшедших или, чаще, в принципе могущих произойти. Примерно так же обстоит дело и с го: нравится вам или нет, но эти "шашки" - слепок реальной стратегии захвата земель в эпоху феодальной раздробленности. С некоторой натяжкой, но тоже в общем-то несомненно обычные карточные игры - модель придворной интриги (короли, дамы, валеты, шестерки всякие - чем не мадридский двор?). Всюду моделируется, говоря философским языком, ноумен реальных событий. Всюду, но не в MTG! Эта удивительная игра воспроизводит, творит череду событий, и по форме и по содержанию чудесных, возможных только в сфере нашего воображения. Пока не стану утверждать, что это само по себе интереснее и лучше. Подобное утверждение с ходу нашло бы сочувствие только поклонников жанра fantasy, а наши читатели наверняка не поголовно принадлежат к их числу. Но перейдем к следующей линии сравнения, а именно - по степени абстрагирования и качеству игровой модели. Шахматы, го, карточные игры - все это модели блестящие, лаконичные и остроумные, но - очень уж абстрактные. С некоторой точки зрения, разумеется, это и хорошо: в известных пределах - абстрактности игры прямо пропорциональна ее универсальность. Однако лично мне (и в этом я уж точно не одинок) все названные игры представляются недостаточно эмоциональными и не вполне, как бы это выразиться, возбуждающими творческое воображение - именно в силу их предельной удаленности от оригинального образного строя. Образы, действующие на игровом поле MTG, - совсем иное дело! Каждый из них предстает в изумительном живописном исполнении, ярко и точно отражающем игровые свойства, и это вдохновляет даже за пределами собственно дуэли. Внимание! Я вовсе не принципиальный противник го или шахмат. Просто все познается в сравнении, и именно на фоне общеизвестной игры легче объяснить особенности Magic The Gathering. Продолжим. Игра в MTG, вообще говоря, начинается задолго до той или иной дуэли и конечно продолжается после нее. То есть, если вы уже играете в MTG и это приносит вам радость, игра для вас никогда не кончается. Что я имею в виду? Нет, не тренировки, не "разбор полета", не изучение премудростей MTG и эффектных комбинаций по специальной литературе. Хотя все это есть, но это есть и в шахматах, и в го. Нет, дело в том, что в MTG игра начинается с конструирования колоды. Представьте себе, пусть это и нелепо, учитыва правила и смысл шахмат, что перед игрой вы сами, совершенно произвольно, исходя из собственных стратегических соображений и имеющегося в вашей собственности арсенала, выбираете, какие фигуры и в каком количестве выставить на доску - три ладьи, четыре коня, парочка ферзей... Добавьте к легкому головокружению, невольно возникающему от воображения такой возможности, изрядное сердцебиение от сознания того, что вы способны только догадываться, какие фигуры введет в игру ваш соперник. Ведь на всякое действие здесь находится противодействие: в этом отношении MTG - игра, несмотря на свое почти неохватное разнообразие, сбалансированная не хуже любой другой. Представили? А теперь представьте еще и то совершенно уникальное свойство MTG, что сами карты - не просто инструмент игры, но предмет вашего азартного вожделения. Это нечто вроде коллекционирования марок (не даром в названии игры есть слово "накопление", а можно перевести - набирание, собирание). А вы говорите - "шахматы"... Вообразите разговор двух шахматистов: "Давно мечтал о коне. И вот вчера выменял его у NN за свою лишнюю ладью! Завтра буду с конем играть!" Дурдом, не так ли? А в MTG подобные события - сплошь и рядом. Целая жизнь, бурная, интересная, удача и досада вперемежку! Но и это еще не все. Скажите честно, можете ли вы, допустим, неплохо играющий в шахматы и даже имеющий какое-нибудь там кандидатство в мастера, серьезно рассчитывать на то, чтобы стать чемпионом мира или хотя бы страны? Подчеркиваю, спрашивается не о радужных мечтах, а о реальной практической возможности. А-а-а, не можете... А в MTG можете! Почему? Потому что, кроме классно сконструированной колоды, личного опыта и мастерства, немаловажным фактором на пути к победе здесь остается удача, элементарное везение. И в схватке с признанным мастером фортуна может повернуться к вам передом, а к нему... Правильно, им. А призовой фонд, например, прошлогоднего национального турнира США по MTG составил один миллион долларов. Не беднее, чем в официальных баталиях по другим видам спорта! Но дело не в деньгах, будь они прокляты. Есть в MTG трудновыразима прелесть, позволяющая утверждать, что прежде всего это не интеллектуальный спорт, и не бизнес, и не способ весело и не без пользы провести свободное время (хотя и то, и другое, и третье безусловно правильно). Прежде всего, MTG - это Игра с большой буквы "И", или иначе - таящее в себе нескончаемые сюрпризы живое воплощение детской мечты, мечты самой заветной и увлекательной - стать волшебником. Хотите? Попробуйте взять в руки MTG. В заключение наберусь смелости и скажу: Magic The Gathering - игра нового, XXI, века (если не всего третьего тысячелетия). Уверен в этом не только потому, что сам люблю, но и исходя из информации о том, какими темпами растет ее популярность по всему миру. Кстати, первые ласточки уже свили гнезда и под нашей крышей - в Москве и Санкт-Петербурге открылись клубы MTG; работает фирма "Саргона", официальный дистрибьютор производителей карт и аксессуаров MTG; наш "волшебник" уже принимал участие в чемпионате мира по MTG в Японии и занял далеко не последнее почетное 130-е место. Но это пока в столицах... Думаю, представителям соответствующих государственных учреждений и общественных организаций стоит задуматься о поддержке клубного движения MTG по всей России. Подкину для них еще несколько доводов. Во-первых, MTG - мощная альтернатива алкоголю и наркотикам и при этом пользуется особенным успехом у молодежи. Во-вторых, в отличие от любой другой спортивной интеллектуальной игры (тех же шахмат... да не против, не против я шахмат! не хай живе!), MTG свойственны бесконечная творческая эволюция и принципиальная доступность ее результатов. И наконец, в-третьих, если хотите: MTG представляет собой прекрасный повод для общения и объединения людей, в основе которого - соревнование умов, вдохновение, воображение и приверженность красоте. А, согласитесь, современные люди далеко не всегда, да и не так уж часто общаются и объединяются по прекрасным поводам.

 

All design, layout and HTML code copyright © Anton Bobrov 2000

 

 

Используются технологии uCoz